Ремонт всех систем рулевого управления.
г. Москва, ул. Тушинская, д.24
Эл.почта: autogur@autogur.ru

6 июля 2021
Способы устранения проблемы биения рулевого колеса

Биение, колебание или вибрирование рулевого колеса может быть вызвано разными проблемами, а иногда и сразу несколькими. Стоит упомянуть тот факт, что любое транспортное средство состоит из тысяч взаимосвязанных деталей – в среднестатистическом автомобиле их насчитывается более 30000 – и является динамическим «зверем», что значительно усложняет диагностику. Владелец автомобиля, конечно же, может самостоятельно справиться с некоторыми проверками, но существуют процедуры, выполнение которых лучше доверить квалифицированному автомеханику, в арсенале которого находится чувствительное («дорогостоящее») оборудование.
Биение, по сути, – это видимое или ощутимое вибрирование рулевого колеса. Вибрации, в зависимости от типа и интенсивности, могут передаваться на руки водителя, в результате чего даже возможно ослабление хвата. Если обратить внимание, когда именно возникают вибрации и как они проявляются, можно сразу же сократить список возможных причин.

Биение или вибрирование рулевого колеса, возникающее только при определенной скорости движения автомобиля, чаще всего указывает на динамический дисбаланс колесных дисков, шин или осей. Вибрации, появляющиеся и усиливающиеся при движении с низкой скоростью, то есть, то самое «биение» рулевого колеса, связаны с физическим дисбалансом, например, речь может идти о неравномерном износе шин (появлении плоских участков), погнутых колесных дисках/осях или заклинивших соединениях. Вибрирование рулевого колеса исключительно во время торможения, вероятнее всего, вызвано сбоем в работе тормозной системы, но может также свидетельствовать о проблемах с подвеской или рулевым механизмом. Отдача при проскакивании кочек обычно говорит о неисправности подвески или системы рулевого управления.

Биение рулевого колеса может быть следствием разных проблем, особенно если их сразу несколько. Последовательная проверка следующих систем и компонентов позволит устранить большинство проблем:

Шины и колесные диски

Разбалансировка шин: это, пожалуй, самая распространенная причина вибрирования рулевого колеса, но и достаточно легко устраняемая. Динамический баланс шины и колесного диска влияет на то, как распределятся масса колеса в сборе и как оно ведет себя при вращении. При производстве шин и колесных дисков обычно наблюдается небольшой дисбаланс, который проявляется в виде вибраций.
Обычное балансировочное устройство способно выявить малейшее изменение массы колеса в сборе, предоставив автомеханику точные данные, необходимые для компенсирования дисбаланса.

Колебание радиальной силы: шина имеет достаточно сложную конструкцию, поскольку состоит из стальных и текстильных кордов, а также разных прорезиненных компонентов. Несовместимая конструкция, несоответствующий размер, изменение эластичности, жесткости/мягкости или повреждение, например, разрыв корда шины или деформация колесного диска легко может вызвать вибрации. Колебание радиальной силы (RFV), также именуемое колебанием «дорожной» силы, приводит к появлению вибраций, усиливающихся при наращивании скорости автомобиля (динамический дисбаланс проявляется, как правило, в определенном диапазоне скоростей).
RFV можно измерить при помощи специального балансировочного устройства, а установка согласованных по силе шин и дисков позволяет значительно снизить уровень вибраций или даже полностью от них избавиться (произойдет взаимная компенсация отклонений в шине и колесном диске). Поврежденные шины и диски необходимо заменить, хотя в некоторых случаях диски вполне подлежат ремонту.

Примечание: во время проведения диагностики проблем с шинами и колесными дисками можно выполнить простую процедуру – поменять местами передние и задние шины. Если вибрации исчезли или переместились в заднюю часть, это говорит о проблеме, связанной с балансом шин или RFV. При отсутствии каких-либо изменений можно сделать вывод, что проблемы с RFV и балансом имеют все четыре шины или же нужно искать другую причину где-то в передней части автомобиля.

Тормоза, подвеска и рулевой механизм

Вибрация тормозов: если биение рулевого колеса наблюдается только при нажатии тормозной педали, очевидно, что это связано с тормозной системой, в частности с деформированными тормозными дисками. К такой проблеме также может привести прихватывание тормозов, при котором они задействуются только частично вследствие механической или гидравлической неисправности.
Эта проблема решается установкой новых тормозных дисков или их обработкой на специальном токарном станке (подгонка под существующие ступицы и колесные диски). Проверьте состояние тормозов и убедитесь, что направляющие суппортов и колодки не прихватываются, а двигаются свободно. Такое иногда случается с задними тормозами, когда водитель забывает отпустить стояночный тормоз либо делает это не полностью.

Изношенные или ослабленные компоненты: изношенные или ослабленные компоненты подвески только усиливают дисбаланс шин и снижают эффективность торможения. Изношенные или протекающие амортизаторы могут спровоцировать чрезмерное подпрыгивание автомобиля при наезде на дорожную кочку.

Проверьте системы подвески и рулевого управления на предмет ослабленных компонентов, таких как верхние и нижние шаровые шарниры, наконечники тяги, маятниковый рычаг и втулки. Выполните испытания на ударную вибрацию на всех амортизаторах автомобиля. Замените изношенные или ослабленные компоненты.

Совокупность описанные проблем или другие проблемы

Совокупность проблем может существенно усложнить диагностику. Например, износ шарнира или амортизатора влечет за собой чашевидный или рубцеватый износ шин. А шина с чашевидным износом, в свою очередь, становится причиной биения рулевого колеса. Казалось бы, достаточно просто заменить изношенную шину, но если это и поможет, то ненадолго. Для полного устранения проблемы понадобится замена шарнира или амортизатора и шины.

Но это еще не все возможные причины биения рулевого колеса. Известны случаи углового колебательного движения управляемых колес автомобиля Jeep, вызванного ослабленными компонентами рулевого механизма и подвески, или биение руля в старой модели Volvo 240 в результате износа втулок передней поперечной штанги. В автомобилях Lexus с определенными низкопрофильными шинами биение рулевого колеса начинается в холодную погоду и волшебным образом исчезает после нагрева шин – на шинах появляются плоские участки, если оставить автомобиль на ночь в очень холодном месте.

В автомобилях самых разных марок, моделей и годов выпуска могут возникать очень схожие проблемы. В таком случае можно почитать форумы владельцев соответствующей модели автомобиля, обратиться к квалифицированному автомеханику специализированной автомастерской или же сразу отправиться в авторизированный сервисный центр.

Глядя на сложность конструкции подвески, рулевого механизма, тормозов, шин и колес, легко понять, почему малейшие сбои и отклонения приводят к заметным проблемам. Вибрации другого толка могут иметь аналогичные причины, связанные с колесными дисками, шинами, тормозами или подвеской. Вы можете ощущать вибрации, передающиеся на сиденья или центральную консоль, но не обнаруживать никаких вибраций на рулевом колесе. Диагностика и ремонтные работы проводятся по тому же принципу, но при отсутствии вибраций на рулевом колесе часто можно исключить проблему в передней части автомобиля.

Рассказать друзьям:
Будьте в курсе событий!
Получайте своевременно информацию о скидках и акциях компании, читайте свежие новости из мира автомобилей

Новости компании